Классификация эмоций
Всегда полезно выделить главный набор эмоций, которые должен испытывать игрок, и максимально поддерживать эти эмоции всеми имеющимися игровыми механиками.
Здесь разработчики обычно сталкиваются проблемой формирования единого списка эмоций, доступных человеку.
Начать можно с изучения уже довольно устаревшей теории Роберта Плутчика и его колеса эмоций:
Ссылка на еще одну схему, где наименования эмоций переведены чуть иначе.
Плутчик спорный: кажется, он ничего не знает о нейромедиаторах. Поэтому можно попробовать обратиться к работам К. Э. Изарда, в рамках которых принято выделять следующие базовые эмоции:
- Интерес — возбуждение
- Удовольствие — радость
- Удивление — любопытство
- Горе — страдание
- Гнев — ярость
- Отвращение — омерзение
- Презрение — пренебрежение
- Страх — ужас
- Стыд — застенчивость
- Вина — раскаяние
Что именно считать базовыми эмоциями (т. е. в определенном виде заложенными в нас изначально) и есть ли они вообще — до сих пор является предметом научного спора. В этой статье вы можете прочесть о критериях, по которым принято определять базовые эмоции. Но, обратите внимание, 11-й выделяемой Изардом эмоцией в статье указано «смущение», что не совпадает с данными в Википедии.
Эмоции вроде как нужно отделять от чувств. Так, «смущение» и «удивление» иногда относят к чувствам, а не к эмоциям. А «интерес» — это, возможно, не столько эмоция, сколько формирование потребности в эмоции. В современных гуманитарных «науках» та еще каша, а естественные науки сюда еще не скоро доберутся.
Помимо непосредственно эмоций и их очевидной различной интенсивности, принято выделять так называемую эмоциональную валентность (привлекательность для переживающего эмоцию):
Т. е. быть счастливым предпочтительнее, чем грустным (кто бы мог подумать), но настороженным — предпочтительнее, чем скучающим. На картинке выше — так называемся двухмерная (круговая) модель эмоций Джеймса Рассела. При этом более чем за 100 лет до Рассела другой психолог — Вильгельм Вундт — предложил трехмерную модель оценки эмоциональных состояний:
Еще один интересный этап в истории исследований эмоций — это двухфакторная теория эмоций, которая гласит, что никаких различных эмоций нет. Эта теория утверждает, что сами по себе эмоции — не более чем когнитивная интерпретация человеком своего физиологического возбуждения. Т. е. если мы гиперактивны, а контекст ситуации позитивен — мы испытываем радость, а если негативен — то грусть. Данная теория уже частично опровергнута, но я бы крайне рекомендовал ее изучить — наводит на некоторые интересные размышления.
Если же вам требуется совсем-совсем простой подход к набору эмоций, можно ограничиться теми, которыми сейчас обучают андроидов:
- Счастье
- Печаль
- Страх
- Гнев
- Удивление
- Отвращение
Считается, что именно эти 6 эмоций наиболее эффективно распознаются людьми.
_
Еще парочка диаграмм с эмоциями: