Классификация эмоций

Редактировал(а) Анна 2024/12/22 17:24

Всегда полезно выделить главный набор эмоций, которые должен испытывать игрок, и максимально поддерживать эти эмоции всеми имеющимися игровыми механиками.

Здесь разработчики обычно сталкиваются проблемой формирования единого списка эмоций, доступных человеку.

Начать можно с изучения уже довольно устаревшей теории Роберта Плутчика и его колеса эмоций:

Колесо эмоций Плутчика.png

Ссылка на еще одну схему, где наименования эмоций переведены чуть иначе.
Плутчик спорный: кажется, он ничего не знает о нейромедиаторах. Поэтому можно попробовать обратиться к работам К. Э. Изарда, в рамках которых принято выделять следующие базовые эмоции:

  1. Интерес — возбуждение
  2. Удовольствие — радость
  3. Удивление — любопытство help
  4. Горе — страдание
  5. Гнев — ярость
  6. Отвращение — омерзение
  7. Презрение — пренебрежение
  8. Страх — ужас
  9. Стыд — застенчивость
  10. Вина — раскаяние

Что именно считать базовыми эмоциями (т. е. в определенном виде заложенными в нас изначально) и есть ли они вообще — до сих пор является предметом научного спора. В этой статье вы можете прочесть о критериях, по которым принято определять базовые эмоции. Но, обратите внимание, 11-й выделяемой Изардом эмоцией в статье указано «смущение», что не совпадает с данными в Википедии.

Эмоции вроде как нужно отделять от чувств. Так, «смущение» и «удивление» иногда относят к чувствам, а не к эмоциям. А «интерес» —  это, возможно, не столько эмоция, сколько формирование потребности в эмоции. В современных гуманитарных «науках» та еще каша, а естественные науки сюда еще не скоро доберутся.

Помимо непосредственно эмоций и их очевидной различной интенсивности, принято выделять так называемую эмоциональную валентность (привлекательность для переживающего эмоцию):

Эмоциональная валентность.png

Т. е. быть счастливым предпочтительнее, чем грустным (кто бы мог подумать), но настороженным — предпочтительнее, чем скучающим. На картинке выше — так называемся двухмерная (круговая) модель эмоций Джеймса Рассела. При этом более чем за 100 лет до Рассела другой психолог — Вильгельм Вундт — предложил трехмерную модель оценки эмоциональных состояний:

Трехмерная модель эмоциональных состояний.png

Еще один интересный этап в истории исследований эмоций — это двухфакторная теория эмоций, которая гласит, что никаких различных эмоций нет. Эта теория утверждает, что сами по себе эмоции — не более чем когнитивная интерпретация человеком своего физиологического возбуждения. Т. е. если мы гиперактивны, а контекст ситуации позитивен — мы испытываем радость, а если негативен — то грусть. Данная теория уже частично опровергнута, но я бы крайне рекомендовал ее изучить — наводит на некоторые интересные размышления.

Если же вам требуется совсем-совсем простой подход к набору эмоций, можно ограничиться теми, которыми сейчас обучают андроидов:

  1. Счастье
  2. Печаль
  3. Страх
  4. Гнев
  5. Удивление
  6. Отвращение

Считается, что именно эти 6 эмоций наиболее эффективно распознаются людьми.

_

Еще парочка диаграмм с эмоциями:

The mood meter.png

The mood meter 2.png