Геймплей

Редактировал(а) Анна 2024/12/22 16:34

[1][2]

Геймплей — это история, пересказанная игроком через (игровые) механики.
Сергей Гимельрейх

Что такое геймплей?


Рассматривая игру через призму игровых механик, можно сказать, что интерактивность — это и есть тот самый процесс взаимодействия с игрой через интерфейс.

Когда мы нажимаем на клавиши, водим мышкой по столу или пальцем по экрану, реагируем на экранные события через игровые контроллеры, а события отвечают на наши действия - возникает интерактивное взаимодействие. Если мы перестали реагировать или на экране нет реакции на наши действия — интерактив исчезает. Но получается, что исчезает не только интерактив, исчезает еще и геймплей.

Что же отличает геймплей от интерактива? Что есть такого в геймплее, что он выходит за рамки базовой моторной деятельности игрока?

Геймплей — это игровой процесс — процесс взаимодействия игрока с игрой, основное происходящее с игроком «событие», формируемое интерактивным взаимодействием через интерфейс и игровые механики.
[3]

В Until Dawn есть отличный момент, когда персонаж игрока прячется от преследователя. Поскольку игра использует геймпад консоли PS4, а в нем есть гироскоп, от игрока требуется замереть и какое-то время не двигать геймпадом — любое покачивание контроллером заставит персонажа дернуться и выдаст его преследователю.

Это прекрасный пример совместного использования сложного интерфейса и простого нарратива для получения реалистичного геймплея.

Если вы думаете, что геймплей есть только в компьютерных играх  — это не так. Бросок кубиков в настольных (ролевых, стратегических, карточных и т. д.) играх — это тоже построенный вокруг игровой механики геймплей, в широком смысле аналогичный стрельбе в шутере или управлению машиной в автосимуляторе. Подсчет очков урона, последовательность применения игровых правил — это все тоже генераторы геймплея. И, например, использование игровой системы, построенной на дайспуле со «взрывами» (переброска критических успехов), — это хороший пример игровой механики, мгновенно и просто генерирующий высокоэмоциональный игровой опыт. Игрок хочет получить высокое значение на кубиках, тратит время на подсчет результата и эмоционально реагирует на него.

Но где же все-таки находится этот «геймплей»?

Можно сказать, что игры по умолчанию интертекстуальны — т. е. являют собой постоянный диалог игрока с игрой, хотя в данном случае мы используем термин недостаточно строго. Получается, что до определенной степени геймплей происходит в голове игрока… совсем как нарратив. Довольно интересное совпадение…

Интерактив + нарратив


Давайте посмотрим на определение из Википедии:

Игровой процесс, или геймпле́й (англ. gameplay) — компонент игры, отвечающий за интерактивное взаимодействие игры и игрока. Геймплей описывает, как игрок взаимодействует с игровым миром, как игровой мир реагирует на действия игрока и как определяется набор действий, который предлагает игроку игра.

Геймплей определенно не относится к таким компонентам игры, как графика и звуковое сопровождение. Он представляет собой паттерн взаимодействия игрока с игрой на основании ее правил, определяет связь между игроком и игрой, предлагаемый игровой вызов и способы его преодоления, сюжет как участие в нем игрока.

Видите все эти «взаимодействует с игровым миром», «вызов и способы его преодоления», «сюжет и участие в нем игрока»?

А теперь посмотрите на эту картинку:

Геймплей.png

Мне кажется, именно объединение интерактива с нарративом и порождает геймплей.

Получается этакий интерактивный нарратив, ну или нарративный интерактив.

Из этого можно сделать следующий вывод: играть в игру, не формируя при этом нарратив, фактически невозможно. Сам геймплей и есть результат того, что мы (игроки) навязываем нашим игровым действиям (интерактиву) некоторую нарративную составляющую. Геймплей — это момент, когда совершаемые действия обретают для игрока смысл.

Без нарратива геймплея не будет, это будут просто бессмысленные механические действия. Чем больше осмысленного в вашем, казалось бы, бессмысленном действии — тем больше в нем игры. Вы подкидываете в руке монетки и ощущаете, как они приземляются на ладонь — это забавно, в этом есть интерес. Вы начинаете подкидывать их выше, и вам уже приходится прилагать некоторое усилие, чтобы их поймать. И вот вы подкидываете всю горсть высоко и успеваете схватить только часть, остальные звонко раскатываются по полу — вы недовольны, это была неудача. Вы подбираете монеты и снова подкидываете их, на этот раз не поймав всего одну — ого, да вы набираетесь опыта. Еще попытка — и теперь все монетки у вас в ладони, а вы радуетесь победе.

Возвращаемся к 

интерактив + нарратив = геймплей

Конечно, эта модель куда сложнее [4]:

  • Инструменты формируют игровые механики;
  • Участие игрока в механиках создает интерактив и нарратив;
  • Участие игрока в интерактиве и нарративе рождает геймплей;
  • Геймплей дает опыт, а через опыт игрок получает эмоции.

Мое собственное определение геймплея звучит так:

Геймплей (игровой процесс) — процесс участия игрока в в интерактивном и нарративном взаимодействии, результатом которого являются опыт и эмоции

Некоторые разработчики считают, что реальный нарратив находится только в метагейме. Что ключевые (основные, core) механики, такие, например, как стрельба в шутерах, никак не влияют на историю в игре. Но в квестах и адвенчурах сами кор-механики (поиск, изучение и применение предметов, диалоги) как раз и порождают основной нарратив, а в играх жанра хоррор ключевой, «несюжетный» нарратив идет через сцены интенсивного экшена и его противоположностей — прятанья от преследователей, напряженного ожидания.

А как перестрелки могут НЕ влиять на историю, если именно победами в сражениях история и продвигается? И ведь есть еще очень сюжетные, «очень нарративные» игры, где в зависимости от того, проиграл ты в перестрелке или выиграл, меняется часть сюжета. Пример — Until Dawn или Detroit: Become Human.

В каждой хорошей игровой перестрелке есть свой нарратив, построенный вокруг точек спавна врагов, предлагающего укрытия левел-дизайна, появления подкреплений, моментов, когда у игрока кончаются патроны. В каждой хорошо поставленной сцене сражения должен быть свой мини-сюжет: экспозиция, завязка и развязка, обманы, внезапные спасения, превозмогание.

По сути, мы не можем отделить нарратив от геймплея и не должны говорить о нарративных механиках отдельно от механик игровых (хотя, наверное, на определенном уровне абстракции такое разделение допустимо).

Мануальный и ментальный геймплей


Геймплей, как и механики, как и инструменты, как и игры вообще — малоизученный зверь. Например, разделяют мануальный и ментальный геймплей.
Говоря о мануальном геймплее, обычно имеют в виду прямое использование контроллеров в процессе игры — нажимание на кнопки, вождение мышкой по столу и кручение стика геймпада.

Ну а ментальный геймплей — это, соответственно, тот момент, когда мы не трогаем управление, однако разгадываем загадки, решаем пазлы, изучаем карту местности, обдумываем выборы в диалогах и т. д.

Однако, как мне кажется, в реальности эти вещи настолько сильно связаны, что подобное разделение обладает довольно высокой условностью.

К тому же не стоит забывать, про нарративную часть геймплея (страшный монстр — нужно стрелять), как управляющую интерактивными частями механик, так и следующим из них (умею летать — значит, супергерой).