Нарративный дизайн
Что такое нарративный дизайн?
Дизайн (в широком смысле) — это проектирование в продукте требуемых эстетических (т. е. чувственных, воспринимаемых пользователем) свойств.
Исходя из этого, мы можем, с одной стороны, говорить, что нарративный дизайн в широком смысле — это поддержание смысловой нагрузки продукта его эстетическими свойствами.
С другой, что нарративный дизайн — это придание эстетическим свойствам продукта смысла с точки зрения пользователя.
Нарративный дизайн — это не только про то, чтобы происходящее на экране имело смысл, это про то, чтобы происходящее на экране имело именно тот смысл, который нужно разработчику.
На самом деле точное определение не так уж важно (ха-ха). Нарративный дизайн — это инструмент, один из многих, доступных разработчику. Наравне с техническим дизайном, дизайном игровых механик, левел-дизайном, дизайном монетизации, графическим дизайном, звуковым дизайном — это один из тех инструментов, которыми мы создаем игру.
Нельзя сделать игру, используя только «нарративный дизайн». Для создания полноценного игрового задания нам понадобится и игровая локация, и персонаж, ставящий задачу (т. н. «квест-гивер»), механики, которые нужно использовать для решения проблемы, система выдачи награды… Получается, нарративный дизайн — это про то, как история может быть донесена в этой конкретной игре и с этими конкретными техническими и геймплейными ограничениями.
Примеры нарративного дизайна в играх
В цикле Fable, если игрок совершает злые поступки, в его внешности начинают проявляться демонические черты. Это пример нарративного дизайна, через который игроку транслируют смысл его поступков.
В 3-й части цикла для того, чтобы отвести NPC в нужную точку мира, игрок должен действительно взять его за руку и вести за собой. Это делает сущность NPC более значимой и более живой, а также заставляет игрока ощущать ответственность за происходящее с NPC в процессе перемещения.
В прологе MGS 5 персонаж игрока сначала способен только крутить головой, потом — ползти, чуть позже — ковылять. Это объясняется сюжетом и это на себе чувствует игрок, постепенно обретая контроль над телом персонажа и параллельно осваивая управление.
Вы когда-нибудь задумывались, почему локации в шутерах выглядят именно так, а не иначе? Почему вы сразу понимаете, что «вот на том балкончике может быть снайпер», а «за теми нагромождениями коробок будет удобно устроить засаду с пулеметом»? Это тоже нарративный дизайн — трансляция игрокам через игровое окружение информации о том, как «здесь» будет удобнее и интереснее играть.
Определение нарративного дизайна
Но если вам так уж важно определение, то вот оно:
Или
И определение для тех, кто следит за современными технологиями:
Нарративный дизайн, как часть гейм-дизайна
Как и дизайн монетизации, дизайн уровней, дизайн боевой системы, нарративный дизайн — это часть гейм-дизайна. Нарративный дизайн — просто один из способов входа в гейм-дизайн как таковой, так же как гейм-дизайн — один из способов входа в геймдев.
На всякий случай дам здесь наиболее часто употребляемое определение гейм-дизайна:
Но лично я бы расширил это определение до