Эффект присутствия

Редактировал(а) Анна 2024/12/22 13:39

Что такое эффект присутствия?


[1]

Обратите внимание на терминологию:

  • Эффект присутствия в русском языке еще иногда называют иммерсивностью;
  • Но в английском языке для обозначения эффекта присутствия, особенно когда речь идет о виртуальной реальности, может использоваться термин sense of presence или просто presence (с оговоркой telepresence), хотя и immersion тоже в ходу.

Томас Грип в своих статьях говорил о погружении, но, судя по определению, это именно что эффект присутствия. Поэтому в дальнейшем я буду использовать эти термины как синонимы.

Сравните определения:

Погружение (Immersion) — состояние сосредоточения на определенном процессе, часто заставляющее забыть о реальном мире и «переносящее» в мир виртуальный.

Эффект присутствия — это теоретическая концепция, описывающая восприятие человеком своего физического присутствия в нефизическом мире.

Думаю, самый простой пример эффекта присутствия — это скример в каком-нибудь фильме или игре. Внезапность и интенсивность возникшей ситуации заставляет нас забыть о том, что все происходящее — не на самом деле.

Эффект присутствия, погружение — это процесс поглощенности созерцанием мира, событиями истории, переживаниями персонажей, совершаемыми ими действиями.

Эффект присутствия в играх


В случае с играми эффект присутствия обладает невероятно сильным уникальным свойством — игра позволяет игроку погружаться в самого себя. Ведь это он сам герой, он сражается с врагами, он решает загадки, с ним происходят драматические события. Игрок сам так или иначе участвует в создании истории. И это участие в создании истории невероятно усиливает эффект присутствия.

Наверное, моментами самого успешного погружения можно назвать ситуации, в которых игроки начинают проявлять поведение, схожее с отыгрышем в настольных ролевых играх. Это те моменты, когда игрок сознательно жертвует чем-то «геймплейным», чтобы поступить так, как должен поступить его персонаж или даже сам игрок.

Именно поэтому многим так нравятся игры с возможностью необратимых, влияющих на сюжет выборов — в таких играх можно быть собой… или кем-то совершенно другим.

В качестве хорошего примера можно привести игру What Remains of Edith Finch, в которой эффект присутствия достигается через предоставление игроку возможности пережить не только ключевые, но и вполне рутинные моменты из жизни персонажей.

Продолжительность эффекта присутствия — как и в случае с состоянием потока, весьма спорная величина. Можно допустить, что эффект присутствия при участии в LARP может длиться сутками, все время вашего нахождения на полигоне.

Но в случае с компьютерными играми эффект присутствия, скорее всего, исчезнет сразу же, как вы посмотрите мимо экрана или ощутите в своих руках контроллер.

Совет!

Сексистское наблюдение: кажется, мужчины проще поддаются состоянию потока, а женщины - эффекту присутствия. Статистики у меня нет, но с точки зрения эволюции человечества это вполне объяснимо.